19 июня 2018

Астрономы: Солнечная система могла родиться внутри гигантской звезды

Технологии 25.12.2017
Астрономы: Солнечная система могла родиться внутри гигантской звезды
МОСКВА, 25 сен — РИА Новости. Материя будущей Солнечной системы могла родиться не в недрах сверхновой, а в так называемой звезде Вольфа-Райе — крайне нестабильном, горячем и крупном светиле, окруженном «коконом» из газа и пыли, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.
"В первичной материи Солнечной системы содержится большое количество алюминия-26 и почти отсутствует железо-60. Сверхновые производят оба изотопа в больших количествах, что заставляет нас задуматься, почему один из них попал в материю Солнца и планет, а другого там содержится крайне мало", — рассказывает Викрам Дваркадас (Vikram Dwarkadas) из университета Чикаго (США).
Сегодня фактически все планетологи считают, что Солнце, Земля и другие «жители» Солнечной системы возникли внутри небольшой газопылевой туманности, следы которой можно найти в древнейших астероидах-хондритах и в кометах. С другой стороны, вопрос того, как возникло это облако, остается предметом ожесточенных споров среди астрономов.
Дело в том, что первичная материя Солнечной системы обладала крайне необычным химическим и изотопным составом, не похожим на материю, которую вырабатывают предположительно главные ее прародители — взрывы сверхновых звезд. К примеру, в ней содержалось примерно в 17 раз больше алюминия-26, легкого изотопа этого металла, чем в среднем по Галактике, а доля тяжелого железа-60, наоборот, была аномально низкой.
Как отмечает Дваркадас, астрономы сегодня пытаются объяснить эти расхождения маловероятными и крайне экзотическими сценариями того, как материя сверхновых могла скапливаться на месте рождения Солнечной системы, при этом «теряя» железо-60. По его словам, от всех этих сложностей и условностей можно избавиться, если поменять «родителя „ее материи на крайне необычный класс светил, так называемые звезды Вольфа-Райе, чья масса превышает солнечную в 40-50 раз.
В нашей Галактике и в ее спутниках присутствует несколько тысяч подобных звезд, в недрах которых идет столь бурная активность, что они выбрасывают огромные количества материи в виде солнечного ветра. Эта материя образует своеобразную „лохматую“ газовую мантию вокруг светила, которая особым образом влияет на их спектр излучения и другие свойства этих звезд.
Внутри этой „косматой“ мантии, как показывают расчеты Дваркадаса и его коллег, возникнет своеобразный пузырь из газа и пыли, представляющий собой область сравнительной пустоты, окруженную плотной оболочкой из газа и пыли. Стенки этого пузыря, по словам планетологов, будут „тормозить“ движение относительно тяжелых частиц пыли, включающих в себя атомы алюминия-26, который производится в больших количествах во внешних оболочках звезд Вольфа-Райе.
Через 5-6 миллионов лет, когда звезда-гигант заканчивает свою короткую жизнь в виде мощного взрыва сверхновой, материя этого „пузыря“ частично рассеивается по окрестностям и превращается в плотное облако из газа и пыли, внутри которого могут рождаться новые, уже менее крупные светила.
Подобным образом, как считают Дваркадас и его коллеги, родилось Солнце и еще примерно шестая часть всех остальных звезд Галактики. В пользу этого говорит то, что многие „зародыши“ звезд, известные сегодня астрономам, находятся на небольшом расстоянии от известных останков крупных белых и синих гигантов, а также внутри „пузырей из газа“, оставленных умершими светилами.