21 февраля 2018

Ученые открыли, что богомолы используют неизвестный вид зрения

Наука 12.02.2018
Ученые открыли, что богомолы используют неизвестный вид зрения
Команда ученых под руководством Вивека Нитьянанду из Университета Ньюкасла постаралась разобраться в природе сложного зрения богомолов, но получила больше новых вопросов, чем ответов на старые. В отличие от прочих насекомых, у богомолов глаза обращены прямо вперед, и было бы логично предположить, что они используют бинокулярное зрение, как приматы. Но это оказалось вовсе не так.
Чтобы понять, куда смотрит каждый из глаз богомола, ученые прикрепили к ним крохотную линзу-сенсор при помощи пчелиного воска. Процедура безболезненная, а использование линз разных цветов позволило точно идентифицировать, куда направлен конкретный глаз. Далее по экрану начала скользить точка-мишень и богомол безошибочно «прицеливался» на нее обоими глазами.
Во втором эксперименте ученые пошли на хитрость: точка вдруг разделилась и две новых побежали в разных направлениях. Однако богомол продолжал контролировать движение обеих, разными глазами. Выходит, ему не нужно накладывать картинку из правого глаза на изображение с левого, чтобы получить глубину видения и распознать приближающийся объект. Насекомое ориентируется в трехмерном мире одним глазом и такой тип видения науке пока неизвестен.
Мозг богомола содержит всего миллион нейронов против 85 млрд у человека, но этой «вычислительной мощности» хватает, чтобы обеспечивать трехмерное видение при скудных исходных данных. Если ученым удастся понять, как это работает, они смогут создать «электронные глаза» для примитивных, массовых роботов, в которых просто негде, да и дорого ставить сложное оборудование для ориентации в пространстве.