24 сентября 2018

Россия и космос 2017 — 2018: итоги и прогнозы

Наука 02.01.2018
Россия и космос 2017 — 2018: итоги и прогнозы
12 апреля 1961 года советский летчик-испытатель Юрий Гагарин стал первым человеком, покорившим космическое пространство. Он совершил орбитальный облет Земли, пробыв таким образов в открытом космосе более 100 минут. Это великое достижение не только вывело СССР в лидеры мирового развития, но и положило начало новому этапу развития человечества.
Современная Россия успехами столь высокого ранга похвастать, конечно, не может. Вихри экономических и политических потрясений конца 20 века выбросили нашу страну из клуба технологических лидеров. Но с течением времени раны постепенно затягиваются, и Россия вновь готова заявить о своем превосходстве в космосе. «Ридус» рассказывает о достижениях отечественных специалистов за 2017 год, а также их планах на будущее.
Открытие факультета космических исследований в МГУ
Известно, что всякое лидерство начинается с хорошего образования. Наиболее знаковым учебным заведением РФ, готовящим специалистов в области космоса, считается Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана. Однако с 2017 года «Бауманка» больше не является единственной в столице альма-матер с мировым именем, куда могут податься будущие покорители космического пространства. В МГУ имени Ломоносова объявили о создании факультета космических исследований. Осенью здесь прошел набор первых ста человек.
Был прием на магистерские программы. В том числе «Методы и технологии дистанционного зондирования Земли», «Государственное управление космической отрасли», «Интеллектуальные технологии смешанной реальности для космических систем», «Физические условия космического пространства и планирование космических миссий». Сейчас разрабатываются новые магистерские программы и программы специалитета. В 2018 году планируется начать набор студентов на первые курсы, рассказал «Российской газете» ректор МГУ Виктор Садовничий.
В подготовке новых исследователей Вселенной принимают участие не только теоретики, но и практики — ведущие специалисты космических предприятий и корпораций России.
«Сажень-ТМ-БИС» для ГЛОНАСС
Еще одним знаковым событием в области космоса стало открытие в ЮАР второй станции «Сажень-ТМ-БИС» производства АО «НПК „СПП“ (первая такая станция была установлена в Бразилии в 2014 году). Это радио-лазерный комплекс, введенный в эксплуатацию как часть глобальной системы ГЛОНАСС. Комплекс предназначен для выполнения прецизионных измерений наклонной дальности до КА, оснащенных лазерными ретрорефлекторами, с высотой орбиты до 25 000 км, и для непрерывного слежения за навигационными сигналами спутников ГЛОНАСС и GPS, измерений текущих навигационных параметров их движения и приема навигационных сообщений от спутников.
»История взаимоотношений между ЮАР и Россией насчитывает более чем 25 лет взаимовыгодного и успешного сотрудничества и дружбы, а запуск новой высокотехнологичной космической системы производства РФ на территории ЮАР является не только очередным подтверждением наших дружеских отношений, но и основой для дальнейшего развития научного сотрудничества между РФ и ЮАР», — заявил на открытии комплекса заместитель генерального директора Госкорпорации «РОСКОСМОС» по международному сотрудничеству Сергей Савельев.
Развитие фотонных технологий
В марте холдинг «Российские космические системы» приступил к созданию микрофотонных устройств. Фотонные технологии отличаются низкими энергопотерями при передаче сигналов, способны кардинально улучшить трансляцию, хранение и обработку информации.
В перспективе фотоника придёт на смену микроэлектронике.
Связь для научных миссий
В РКС приступили к созданию и антенной системы нового поколения, которая станет частью создаваемого в России сетевого наземного комплекса управления космическими аппаратами в дальнем космосе. Эти разработки призваны обеспечить связью российские и международные научные миссии на любых расстояниях до границ Солнечной системы.
«Объединенные в кластер НРТК существенно опережают по эффективности отдельные НРТК на базе антенн большего размера — дальность работы такого кластера может достигать пределов Солнечной системы. Объединение кластеров НРТК в территориально-распределенный сетевой наземный комплекс управления дальними космическими аппаратами с единым центром управления позволит непрерывно сопровождать аппараты в круглосуточном режиме», — прокомментировал новинку генеральный директор ОКБ МЭИ Александр Чеботарев.
ГЛОНАСС в Никарагуа
А в Никарагуа открылась первая в Центральной Америке российская измерительная станция системы ГЛОНАСС.
«Это первая станция ГЛОНАСС в Центральной Америке, и она начинает работать в Манагуа, что свидетельствует об уровне взаимопонимания России и Никарагуа», — сказал при открытии станции глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров.
Российские ученые установили новую верхнюю границу биосферы Земли
В то же время ученые «РОСКОСМОСА» обнаружили на орбите Международной космической станции жизнеспособные споры и фрагменты ДНК микроорганизмов, устойчивые к неблагоприятным факторам космоса. Таким образом была установлена новая верхняя граница биосферы Земли.
«Статистика обнаружения жизнеспособных единиц споровых бактерий (рода Bacillus) и спор грибов (рода Aureobasidium) в проведенных сеансах КЭ «Тест» составляет около 45%. Применение высокочувствительных молекулярных методов позволило в 70% случаев не только выявить фрагменты ДНК геномов различных микроорганизмов, но определить их тип. Так, в экспериментах разных лет были выявлены фрагменты: ДНК Mycobacteria как маркера гетеротрофного морского бактериопланктона, обитающего в Баренцевом море; ДНК экстремофильной бактерии Delftria; ДНК бактерий, близких по своей первичной структуре к бактериям, выявленным в пробах почвы острова Мадагаскар; ДНК растительных геномов; ДНК архебактерий (присутствует практически во всех пробах) и ДНК грибов Erythrobasidium и Cystobasidium», — сообщает пресс-служба «РОСКОСМОСА».
Полученные экспериментальные данные являются важнейшим фактическим материалом для исследования механизма рассеивания биокосмозоля из биосферы Земли в космическое пространство.
Запуск спутника нанокласса
Российские космонавты Федор Юрчихин и Сергей Рязанский во время выхода в открытый космос запустили новый российский профессиональный спутник нанокласса ТНС-0 № 2.
«Универсальная наноспутниковая платформа, созданная в РКС по заказу РКК «Энергия», была доставлена на борт МКС транспортным кораблем «Прогресс» в июне этого года. Масса аппарата со всеми служебными системами составляет всего 4 кг, при этом он может брать на борт до 6 кг полезной нагрузки», — отметили в РКС.
Спутник пробудет на орбите от 3 до 5 месяцев.
Аппаратура, работающая в инфракрасных диапазонах
Специалисты Научного центра оперативного мониторинга Земли получили и обработали первый в истории снимок, сделанный аппаратурой многоканального радиометра среднего и дальнего инфракрасных диапазонов, установленной на космическом аппарате (КА) «Канопус-В-ИК». Так, им удалось зафиксировать тепловые точки на прикаспийских территориях России и Казахстана.
Отметим, что аппаратура КА «Канопус-В-ИК» способна обнаружить различные тепловые объекты, в том числе и очаги пожаров площадью всего 25 квадратных метров.
Вывести корабль в космос с помощью 3D-очков
В этом году в Ракетно-космической корпорации «Энергия» был открыт первый в России Центр виртуального проектирования космических кораблей и модулей. Центр позволит инженерам и технологам с помощью 3D-очков входить в виртуальный корабль или модуль и работать в искусственно созданном цифровом пространстве с использованием самых современных технологий, передает «РОСКОСМОС».
Космические туристы
В обозримом будущем «РОСКОСМОС» планирует создать люкс-отель на МКС. Гостиница площадью 90 квадратных метров будет иметь 4 каюты, столовую и помещение для медобслуживания. Туристы смогут выходить в интернет, фотографировать в открытом космосе и заниматься спортом на специальных тренажерах. Стоимость такой поездки будет равняться примерно 40 миллионам долларов.
Напомним, что идея возить в космос туристов созрела давно, еще в 90-е годы, когда в аренду одной из турфирм была сдана российская станция «Мир». Несколько богатых людей, заплатив по 15 миллионов долларов каждый, отправились в космос при помощи шаттлов НАСА. Но вскоре прибыльный бизнес пришлось закрыть, поскольку возникли проблемы с транспортировкой туристов в открытый космос.
Сейчас же туристов планируют возить на МКС при помощи российских кораблей «Союз».
Глава МИД Германии рассказал о кризисе в отношениях с США