64.43
72.7
16 июня 2019

Латвия намерена подчинить себе «русскую церковь»

Мировые 13.06.2019
Латвия намерена подчинить себе «русскую церковь»
Вслед за Украиной еще одна страна бывшего СССР начала войну против Московского патриархата. Латвия прямо вмешивается в религиозные дела с тем, чтобы уменьшить влияние в стране «русской церкви». Есть подозрение, что происходящее прямо связано со скандалами вокруг действующего главы Латвийской православной церкви.
В Сейме Латвии утвердили не совсем обычный законопроект — касающийся дел церковных. Его авторы предложили внести в закон пункт о том, что руководители Латвийской православной церкви должны являться гражданами страны, прожившими в ней не менее десяти последних лет. И, вообще-то, никто не скрывает, что закон преследует единственную цель — «выдернуть» латвийских православных из-под Москвы.
Председатель Комиссии Сейма по правам человека и общественным делам Артус Кайминьш заявил: «Введение критериев гражданства и постоянного места жительства для должностных лиц таких религиозных организаций, руководство которых находится за пределами Латвии, позволит укрепить автономию этих организаций и даст возможность избежать потенциального влияния из-за рубежа. Это, в свою очередь, укрепит государственную и общественную безопасность Латвии».
Такую норму теперь будут применять в отношении главы Латвийской православной церкви, митрополитов, архиепископов, епископов и кандидатов на эти должности. В ходе подготовки законопроекта были проведены консультации с представителями ЛПЦ и МИДа. В том, что удастся утвердить законопроект в Сейме, никаких сомнений заранее не было — учитывая, что правящее большинство сформировано латышскими правыми партиями.
Инициаторы этого законопроекта приняли во внимание события в соседней Эстонии. Тут надо отметить, что в настоящее время на территории Эстонии сосуществуют сразу две православные юрисдикции. Одной из них является Эстонская православная церковь Московского патриархата, другой — образовавшаяся в результате откола в 1993 году Эстонская Апостольская православная церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. При этом эстонское государство благоволит структурам, отделившимся от Москвы — именно они изначально получили практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти и возвращённое в новейшие времена. Хотя в рядах ЭПЦ МП числится свыше 85 процентов православного населения Эстонии, она была лишена этих имущественных прав. Поэтому церкви, в большинстве случаев, приходится арендовать у государства (впрочем, за небольшую плату) те храмы, в которых она совершает свои богослужения.
Долгие годы «московскую церковь» в Эстонии возглавлял митрополит Корнилий. В 2013 году он рассказывал журналу «Православие и мир» о том, какими методами ЭАПЦ пыталась задавить конкурентов.
«У них было очень мало приходов, буквально несколько. Потом число стало расти, процесс резко политизировался. У меня собралась целая коробка газетных вырезок со статьями, в которых меня ругают, обзывают вором, говорят, что я хочу забрать не свою собственность и т. д. Так и проходила эта борьба, очень неприятная», — вспоминал митрополит.
Он не скрывал, что ради усугубления раскола активно разжигались националистические страсти. «В газетах шла страшная пропаганда против нас, пробуждался националистический дух», — сетовал митрополит Корнилий. Поскольку православная церковь воспринималась как «русская», это облегчало задачу разжигания неприязни к ней у этнических эстонцев.
Митрополит Корнилий скончался в преклонном возрасте 19 апреля 2018 года. Его преемником был избран архиепископ Верейский Евгений, которому досталось, надо признать, трудное наследство. В Прибалтике его рассматривают, как «ставленника России» — ранее Евгений являлся викарием патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателем Учебного комитета Русской православной церкви и ректором Московской духовной академии.
В странах Балтии патриарх Кирилл рассматривается как враждебный деятель, поддерживающий «агрессивную политику Москвы». Например, в 2014 году он собирался посетить Латвию с официальным визитом. Однако тогдашний латвийский президент Андрис Берзиньш обратился к нему с просьбой перенести его приезд на неопределенный срок. Как сообщила пресс-секретарь президента Лига Крапане, «просьба обусловлена событиями на Украине и реализуемой Россией политикой». Правда, позже посол России Александр Вешняков заявил, что Кирилл может посетить Латвию в 2016-м — но и из этих планов также ничего не вышло.

Церковь «под колпаком» у спецслужб

Нынешний митрополит Рижский и всея Латвии Александр (в миру Александр Иванович Кудряшов) — уроженец деревни Рудзеты в Латгалии, потомственный гражданин Латвии. Казалось бы, зачем в законе прописывать то, что и так есть на практике? Ответ на этот вопрос дало издание Neatkariga Rita Avize («Независимая утренняя газета»), опубликовавшее статью «Православную церковь Латвии будут дистанцировать от Москвы». Газета пишет: «Желая Митрополиту доброго здравия и долгой жизни, нельзя отрицать, что время мчится неумолимо и Латвии также надо считаться с перспективой назначения нового главы местной православной церкви».
Экс-евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин задался в соцсети вопросом — почему же Сейм Латвии так заинтересовался гражданством православного митрополита? «Ответ даёт та же „Неаткарига“. По сведениям газеты, в Эстонии после смерти владыки Корнилия и назначения владыки Евгения местное КГБ (в Эстонии оно называется КаПо, Охранная полиция) вмешалось в жизнь церкви.
»Уже в сентябре прошлого года, — пишет газета. — КаПо зарегистрировало отклонение от обычной рутины в поведении Эстонской православной церкви Московского патриархата. Новый митрополит Евгений вместе с посольством России и Центристской партией, которую упрекают в кокетстве с Кремлём, представителями руководства Таллина, а также активистами «русского мира» в Таллине открыл памятную доску, которая посвящена часовне Святого Георгия 95-го Красноярского пехотного полка Российской империи». Конец цитаты. Я перечитывал в газете этот фрагмент дюжину раз. Открыли памятную табличку. Фсио… Других нарушений КаПо за год не нашло! Так, ещё раз. Был маленький храм, то есть часовня. Установлена она была в память погибших и воевавших больше века назад. Потом пришли коммунисты, часовню взорвали. Потом пришёл епископ с общественностью, помолился, и они все установили табличку… Далее вы всё поняли. Спецслужбисты «зарегистрировали отклонение поведения», — возмущается бывший европарламентарий.
Самое интересное, по мнению Мамыкина, в том, что эстонское КаПо не только «восприняло ситуацию со всей серьёзностью», но и «посылало сигналы» — в том числе в Латвию.
«В нашем Сейме добрых радиоприёмников хватает, поэтому сигналы восприняли и поправкам дали ход. Наличие латвийского гражданства у будущих латвийских епископов вне всякого сомнения убережёт Ригу от открытия табличек и, таким образом, латвийской государственности ничего не угрожает… Почему лично меня это так волнует? Ну, понятное дело, я православный. И я понимаю, что выбор и назначение правящего архиерея (начальника церкви) — это исключительно дело только этой самой церкви и собора клира и мирян (говоря светским языком, общереспубликанского съезда священников и прихожан). Но даже с позиции неверующего человека поправки — грубейшая попытка вмешиваться в дела церкви, ведь по конституции церковь у нас отделена от государства. А этими поправками Сейм явно и грубо идёт на нарушение конституции», — констатирует политик.
Всё это, по его мнению, напоминает советские времена, когда спецслужбы наблюдали, контролировали, а иногда и репрессировали священников и церковь.
Тут стоит обратиться к самой личности митрополита Александра, руководящего Латвийской православной церковью с 1990 года. Недавно выяснились скандальные факты относительно бывшего митрополита.
На исходе прошлого года власти Латвии приняли решение обнародовать «архив КГБ» — опубликовали оставшуюся в республике после распада СССР картотеку осведомителей советской спецслужбы. Оказалось, что в этой картотеке числился и священник Александр Кудряшов, ставший впоследствии митрополитом. В 1982 году он был завербован сотрудником 5-го отдела 4-го отделения Комитета государственной безопасности Латвийской ССР Александром Ищенко, который присвоил новоиспеченному агенту псевдоним «Читатель». Примечательно, что с приходом «демократических» времен тот же самый Ищенко создал две коммерческие организации, которые были уполномочены митрополитом Александром управлять и получать доход с жилых домов с хозяйственными постройками, находящихся по адресу: Рига, ул. Пилс, 14, и Маза Пилс, 11, принадлежащих Латвийской Православной церкви.
Протодиакон РПЦ Андрей Кураев отмечает: «Вербовали не попа. Он работал тогда в каком-то баре, барменом». А до этого, по словам Кураева, «читатель» был школьным учителем — преподавал русский язык и литературу, но потом почему-то ушел из школы. «Смысл тогдашней его работы — подводить нужных клиентов к нужным работникам», — замечает Кураев.
А потом агент «Читатель» сменил место работы и стал церковником. По мнению Кураева, удачная и стремительная карьера Кудряшова в тех условиях доказывает, что «Читатель» не был номинальным, «спящим» агентом. «Контакт, безусловно, был рабочим. Работодатель, скажем так, был доволен», — предполагает протодиакон.

Ходят слухи тут и там…

Картотека КГБ впоследствии попала в распоряжение спецслужб Латвийской Республики. Судя по всему, новые владельцы распорядились доставшимся им активом более чем хозяйственно.
В Латвии давно ходят слухи, что митрополит Александр является тайным агентом Бюро по защите конституции (латвийская контрразведка). Якобы основной задачей Александра является пресечение влияния России на Латвийскую православную церковь, а также сбор информации о планах РПЦ на постсоветском пространстве. И именно этим объясняется гробовое молчание Латвийской православной церкви (основное количество прихожан которой составляют, естественно, местные русские) по поводу гонений на русский язык в государстве, по поводу закрытия русских школ, бесправия русских неграждан и т.д. На контрасте — в Латвии проживает и много русских старообрядцев. А вот староверская церковь как раз таки по вышеозначенным вопросам не молчит. У спецслужб нет компромата на руководство латвийских старообрядцев?
Тут стоит отметить, что митрополита Александра обвиняли и во многих других неблаговидных делах, наименее стыдное из которых — спекуляции с недвижимостью, на которых он якобы нажил большое состояние. В Москву стекались многочисленные жалобы на митрополита и уже в 2005 году разнеслись слухи, что патриарх намерен снять Александра с руководства ЛПЦ. В 2007 году после долгой предварительной подготовки состоялся визит в Ригу патриарха Алексия II (тогдашние отношения Латвии и России допускали такие визиты) — и многие ожидали, что он объявит нового главу Латвийской православной церкви. Но этого не произошло. По какой причине?
Возникла версия, что Александр, который вполне укрепился на «царствовании» в Латвии и жестко подчинил себе местную православную церковь, пригрозил «эстонским вариантом». Дескать, если что, он всегда может уйти из-под Москвы под Константинополь. Естественно, такой шаг встретил бы полное понимание и поддержку латвийских властей. И Москве, волей-неволей, пришлось оставить митрополита Александра в покое.
Однако сейчас проблема вновь назрела — митрополиту в этом году исполнится восемьдесят лет, скоро может встать вопрос о преемнике. Тем более, что в Москве есть опасение — на фоне известных событий на Украине Константинополь может попытаться подмять под себя и Латвию. Поэтому Русская православная церковь заинтересована в том, чтобы видеть в Риге надежного человека, который не позволил бы свершиться еще одному расколу.
Но здесь позиция РПЦ вступает в противоречие с настроем латвийских властей. Их вполне устраивает митрополит Александр и они совсем не заинтересованы, чтобы на смену ему пришел, как это произошло в Эстонии, «человек из Москвы». После того, как Сейм утвердит закон о том, что возглавлять ЛПЦ может лишь гражданин Латвии, вариант с «человеком из Москвы» отпадет. В этом случае преемником станет кто-то из окружения митрополита Александра.
То, что это грубое вмешательство светских властей в дела церковные, официальную Ригу беспокоит, похоже, менее всего.